Ваш город:
Ваш город
?
Нет
Да
Изменить город
×
Выберите Ваш город
Москва
Санкт-Петербург
Ростов-на-Дону
Екатеринбург
Краснодар
Новосибирск
Казань
Пермь
Нижний Новгород
Уфа
Самара
Подобрать персонал Позвонить в офис
Статьи для работодателей
Профессиональное обучение

Профессиональное обучение

Готов ли кандидат к новой должности, или ему требуется пройти курс обучения, чтобы приступить к исполнению обязанностей? Адекватная оценка навыков кандидата — важный момент процесса поиска и подбора сотрудников . А значит, рекрутеру полезно знать, какие вообще существуют методы профессионального обучения.

Довольно обширный список всех существующих методов можно условно разделить на две большие группы: обучение на рабочем месте, и обучение вне его (в учебной аудитории).

К самым распространённым методам обучения непосредственно на рабочем месте относятся инструктаж, ученичество и наставничество, ротация. Рассмотрим их подробнее.

Инструктаж —

демонстрация рабочих приёмов прямо на месте, с разъяснениями и пояснениями. Инструктором может выступать как специально подготовленный человек, так и сотрудник, обладающий достаточным опытом. В большинстве случаев инструктаж направлен на освоение ограниченного числа определённых рабочих операций, и не требует значительного времени. Это простой, недорогой и действенный метод обучения.

Ученичество и наставничество —

традиционный метод, заключается в том, что ученик работает рядом с наставником, под его наблюдением и руководством. В современных условиях обучаемый сотрудник не обязательно проводит всё рабочее время под наблюдением наставника. Он может работать и самостоятельно, нередко и на руководящей должности. При этом его курирует более опытный коллега, который следит за его развитием, помогает советами, обсуждает с учеником рабочие ситуации.

Некоторые компании назначают наставников всем принимаемым на работу молодым специалистам. В течение определённого срока ученик и наставник регулярно обсуждают рабочие моменты и возникающие проблемы.

Ротация —

метод обучения заключается в том, что сотрудника временно переводят на новую должность для того, чтобы он смог получить новый опыт и навыки. Этот метод обучения широко распространён на предприятиях, работникам которых необходимо владеть несколькими профессиями.

Считается, что ротация, кроме собственно обучающего эффекта, расширяет социальные связи работника внутри предприятия, и положительно влияет на мотивацию.

Отличительными чертами всех методов обучения на рабочем месте являются практическая направленность, чёткая связь с производственными функциями работника. Однако для расширения границ потенциальных возможностей сотрудника, формирования у него новых профессиональных компетенций, обучения на рабочем месте будет уже недостаточно.

Здесь более эффективными станут различные программы обучения вне рабочего места.

Лекция —

достаточно старый и традиционный метод. Представляет собой выступление преподавателя, которое ученики воспринимают на слух. Отличный метод для передачи большого объёма информации в сравнительно короткий промежуток времени. В современных условиях лекция может быть записана на видео, или вестись через Интернет, что значительно повышает её экономичность: слушателями лекции одновременно может быть практически неограниченное число учеников.

К минусам лекции как метода профобучения относится пассивная роль слушателей: они лишь воспринимают и самостоятельно осмысливают информацию, не совершая каких-либо практический действий в течение лекции.

Разбор кейсов —

этот метод позволяет преодолеть недостаток, присущий лекциям: разбор и анализ различных рабочих ситуаций, как реальных, так и вымышленных, и последующее обсуждение, стимулируют учеников к активному участию. Разбор кейсов позволяет обучающимся ознакомиться с опытом решения тех или иных ситуаций, а также получить навыки анализа и принятия решений.

Применение этого метода обучения предполагает наличие у учащихся определённого уровня знаний и профессиональных навыков.

Деловые игры —

метод, максимально приближающий процесс обучения к реальной профессиональной деятельности учеников. Будучи моделью реальной организации, деловые игры позволяют наглядно показать, к каким последствиям приводят те или иные решения и действия. Этот метод обучения позволяет учащимся «примерить на себя» различные функции, улучшить собственное понимание деятельности организации и связей между её сотрудниками.

К примеру, выполняя в процессе игры функции директора по продажам, ученик сможет понять, как формируется спрос и цена на продукцию предприятия; как складываются взаимоотношения с заказчиками; а значит, и переосмыслить свою роль в производственном процессе.

Метод деловых игр эффективен для выработки практических, управленческих навыков. Однако деловые игры требуют достаточно времени и ресурсов как на подготовку и проведение, так и на эффективный разбор.

Самостоятельное обучение —

наиболее простой и доступный метод профобучения. Здесь не требуется ни преподаватель, ни отдельное помещение, ни специально выделенное время. Учащийся получает новые знания так и тогда, как ему удобно. Самостоятельно обучение может стать весьма эффективным, при условии, что организация возьмёт на себя разработку и предоставит сотрудникам обучающие средства (пособия, видео-и аудиоматериалы, и т.д.).

Электронное обучение —

имеет ряд особенностей в сравнении с другими методами:

  1. Электронное обучение нельзя назвать отдельным видом обучения. Это, скорее, канал доставки информации, который может быть частью всех описанных выше методов обучения.
  2. Электронное обучение позволяет обеспечить самый широкий охват внутри организации и сделать доступными самые специализированные курсы.
  3. Электронное обучение может быть как синхронным, так и асинхронным (передаваться в записи). При этом оно приобретает функцию хранения и систематизации знаний, и становится частью информационной структуры организации.

Исследования показывают, что применение компьютерных программ для обучения обеспечивает намного более высокий процент запоминания и степень усвоения материала. Причём, это и экономически более выгодный метод: основные издержки связаны с разработкой обучающих программ. После этого процесс обучения не требует никаких расходов, так как для использования программы не нужны не инструкторы, ни специальное помещение, ни создание учебных материалов.

Типичные ошибки в организации профессионального обучения

Материал о методах профессионального обучения был бы неполным без упоминания типичных ошибок и «капканов», стать жертвой которых может любая компания.

Развитие ради развития — довольно часто встречается проблема, когда в процессе развития своих сотрудников компания «забывает», для чего это развитие было задумано, — о стратегических целях компании. Эта ситуация возникает в случае, если стратегия развития компании не имеет чёткой формулировки, или же неизвестна тем, кто организует профессиональное обучение.

Развитие-развлечение — бывает так, что профессиональное обучение воспринимается чем-то вроде оплачиваемого отпуска. Поездка на стажировку, семинар или другое обучающее мероприятие становится просто поездкой, цель которой не особо-то и связана с работой.

Причины такого отношения следует искать, прежде всего, в позиции руководства, не в полной мере участвующего в процессе обучения, и в отсутствии эффективной системы оценки результатов обучения.

«Суперразвитие» — нередка и такая ситуация, когда основная часть выделяемых на обучение ресурсов расходуется на развитие ограниченного круга сотрудников. Со временем они превращаются в показательную «группу суперразвития», всё больше отрываясь от реалий работы. Непрерывно обучаясь, эти сотрудники всё меньше участия принимают в ежедневной деятельности компании.

Стремление к сокращению расходов на обучение — отсутствие перспективного понимания ситуации и стремление к реализации краткосрочных задач приводит к тому, что руководители начинают экономить на расходах на обучение сотрудников. И это наносит серьёзный вред конкурентоспособности компании в средне- и долгосрочной перспективе.

Постоянное повышение квалификации сотрудников, развитие и обучение персонала, — ключевой фактор успеха компании в современных условиях. Всё большее число организаций берёт на себя основные функции обучения и развития своих сотрудников. В зависимости от масштаба организации и других условий, разработку и реализацию обучающих программ может осуществлять как сама организация, так и сторонняя специализированная компания.


(/0)
Rated /5 based on 0 customer reviews

Отзывы (0)

У данного товара пока нет отзывов

Оставьте свой отзыв!

Написать отзыв

Написать отзыв

Оценка (Выберите то количество звёзд, которое отражает ваше общее удовлетворение товаром.)

Ваш отзыв:

Введено символов: 0 / 100

Вы бы порекомендовали этот товар другу?

Да
Нет
Выберите изображения

Ссылка на видео (Youtube или Vimeo)

Сортировать по:

Самые новые
  • Самые новые
  • Последние
  • Высокий рейтинг
  • Низкий рейтинг
  • Самые полезные

С фото (0)

Фильтр

Общий рейтинг (0)
  • Общий рейтинг (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)
  • (0)

Ничего не найдено

Написать

Вы уже оставляли отзыв к этому товару

Ничего не найдено

Ответить

Вы уже писали комментарий к этому товару

Задать вопрос

Ваш вопрос

Введено символов: 0 / 200

Ничего не найдено

Нужны эффективные сотрудники? Звоните
Закажите звонок
Спасибо за вашу заявку
наш специалист свяжется с вами
в ближайшее время!
Произошла ошибка
проверьте правильность заполнения формы