По данным опроса WorldAtWork, в 2017 году только 72% компаний использовали денежную мотивацию для поощрения и удержания сотрудников. В 2021 году те или иные формы бонусных программ использовали уже 93% компаний, а опрос в октябре 2024 года показал, что число таких организаций выросло до 98%.
Материальная мотивация может по-разному реализовываться, что никак не меняет её сути: денежное вознаграждение в качестве стимула. Предложение тех или иных бонусов компанией-работодателем может стать хорошим козырем в руках рекрутёра executive search и помочь хедхантеру убедить нужного специалиста сменить место работы.
К основным целям материальной мотивации относятся стимулирование лояльности и вовлечённости сотрудников; повышение производительности труда; привлечение желаемых специалистов; удержание сотрудников в компании и поддержание корпоративной культуры.
Разумеется, стимулировать сотрудников можно не только деньгами. Сочетание материальных и нематериальных стимулов (любых поощрений, не связанных с деньгами) позволяет добиться наилучшего эффекта, повысить качество работы, а также положительно повлиять на имидж работодателя.
Материальная мотивация заслуженно признана одним из наиболее эффективных инструментов повышения качества труда, и обладает несомненными преимуществами:
Очевидные преимущества материальной мотивации никак не гарантируют отсутствия недостатков. К ним, в первую очередь, относятся:
Материальная мотивация может быть выражена как поощрением, так и наказанием:
Поощрение — премии, доплаты, надбавки, комиссионные, акции, оплата путёвок, оплата обучения, билетов на различные мероприятия и т.д.
Наказание — штрафы за опоздание, несоблюдение сроков, невыполнение поставленной задачи, различные нарушения.
Хороший стимулирующий эффект достигается материальным поощрением проявленной инициативы, стремления к профессиональному росту, творческого подхода к решению задач, соблюдения правил корпоративной культуры.
Заработная плата — основной вид материальной мотивации, но её мотивационную составляющую нужно постоянно поддерживать. К примеру, предложив кандидату зарплату выше среднего оклада на такой должности, работодатель использует хороший стимул для вовлечения сотрудника в компанию.
Бонусы — оплата сверх заработной платы за соответствие сотрудников тем или иным критериям и требованиям. Бонусы (коллективные или индивидуальные), как правило, привязаны к прибыли или KPI.
Штрафы — денежные наказания за те или иные нарушения (опоздание, прогул, низкие результаты и т.д.). Вычитаются из премии или заработной платы.
Скидки и льготы — покупка продукции или услуг компании по льготным ценам, оплата медицинских услуг, скидки на питание, транспортные расходы и т.д.
Подарки — хороший способ выразить благодарность сотруднику за его работу. Подарком может стать сувенир, продукция компании или мерч, бытовая техника, ценная вещь, туристическая путёвка и т.д.
Участие в распределении прибыли — действенный инструмент мотивации и укрепления лояльности сотрудников.
Неденежная мотивация — важный инструмент стимулирования. Сюда входят комфортная атмосфера, особая культура компании, обеспечение сотрудникам возможностей для развития и роста.
Система материальной мотивации в компании должна основываться на семи базовых принципах:
Выбор форм материальной мотивации довольно широк. К примеру, в магазине строительных товаров критериями для начисления бонусов продавцу могут стать размер чека, общий объём продаж, успешная продажа дополнительных услуг (транспортные услуги, монтаж, и т.д.), продажа определённой группы товаров.
Мотиватором для всей команды продавцов магазина станет бонус за перевыполнение плана для отдела. Кроме того, хорошим способом стимулирования станут и неденежные стимулы, к примеру, скидка на товары для сотрудников.
Ещё пример: в IT-компаниях квалифицированные программисты получают, как правило, довольно высокую зарплату. И использование в качестве мотиватора только денежных вознаграждений не всегда окажется эффективным. Поэтому, помимо бонусов, следует использовать и неденежные мотиваторы: возможность переезда и работы в офисах в других городах и странах; дополнительные оплаченные дни отпуска; оплата туристических путёвок, абонементов в фитнес-залы, билетов на концерты или спортивные события; возможность удалённой работы и т.д.
Будучи важным фактором мотивации персонала, заработная плата всё же не всегда — главный мотиватор. Как показывают опросы и исследования, ведущую роль могут играть совсем другие факторы: создание условий для развития и роста, признание заслуг, возможность соблюдения гармоничного баланса между работой и личной жизнью, позитивная атмосфера в компании. Поэтому, чтобы обеспечить поддержку нужного уровня производительности труда и лояльность сотрудников, система мотивации нуждается в постоянном совершенствовании.
Бессистемное использование материальных форм мотивации может привести к тому, что сотрудников начнут интересовать только деньги, а не сама работа. Между тем, людей интересуют не только материальные факторы (см. вопрос 1). Кроме того, финансовая мотивация может стать слишком расходной для компании.
В большинстве случаев финансовые стимулы, в сочетании с обеспечением возможностей для развития и признанием, позволяют добиться желаемого результата. Но для мотивации некоторых сотрудников могут потребоваться и другие методы. Здесь придётся адаптировать подход к мотивации, учитывая индивидуальные запросы. Случается и такое, что человек попросту не подходит компании, и мотивация не сработает при любом подходе.
Материальная стимуляция может стать исключительно эффективным инструментом для стимуляции сотрудников. Но чтобы система мотивации приводила к желаемому результату, она должна быть хорошо продумана и основана на тщательном анализе бизнес-процессов в компании. Установка недостижимых KPI, злоупотребление штрафами, могут привести к обратному эффекту и демотивировать сотрудников.
|
(/0) |
Написать отзыв
Сортировать по:
С фото (0)
Фильтр
Ничего не найдено
Вы уже оставляли отзыв к этому товару
Ничего не найдено
Ничего не найдено
Вы уже писали комментарий к этому товару