В статье 191 Трудового кодекса РФ «Поощрения за труд» перечислены следующие виды поощрения работников: благодарность, премия, ценный подарок, почётная грамота, представление к званию лучшего по профессии. Также за работодателем закрепляется право использовать другие виды поощрений, закреплённые правилами внутреннего распорядка или коллективным договором, а также уставами и положениями о дисциплине.
В законе использована формулировка «Работодатель поощряет работников…». Т.е., Трудовой кодекс предполагает возможность поощрения, но не обязывает работодателей к этому. Однако мы не видим причин не использовать столь мощный инструмент мотивации сотрудников, как поощрения. И дальновидные работодатели считают так же!
Основания для поощрения сотрудников
В большинстве случаев работников поощряют за добросовестный труд, выполнение и перевыполнение плана. Однако показатели KPI не всегда могут служить критерием оценки эффективности сотрудника, для многих профессий и должностей такая оценка окажется затруднительной. Поэтому предлагаем к ознакомлению общий список оснований для поощрения сотрудников, из которого можно выбрать те или иные пункты, соответствующие особенностям деятельности любой компании:
- Выполнение и перевыполнение плана;
- Соблюдение внутренних правил и трудовой дисциплины;
- Высокий уровень качества;
- Стаж работы в организации;
- Предложение новаторских идей и решений;
- Обучение молодых сотрудников;
- Поиск творческих путей решения сложных задач;
- Стремление к овладению новыми знаниями и навыками, профессиональному росту;
- Инициативность.
Разумеется, список не полный, его можно дополнять и расширять соответственно особенностям работы компании. Руководство может выбрать любые, не противоречащие законам, основания для поощрения своих работников и зафиксировать их во внутренних нормативных документах.
Распространённые виды поощрения персонала
Перечислим виды поощрения, которые широко распространены и используются многими компаниями:
- Премия — выплата денежной премии может быть как регулярной (ежемесячной/ежеквартальной/ежегодной), так и разовой, за перевыполнение плана, реализацию креативной идеи, привлечение новых клиентов, и другие заслуги, поспособствовавшие увеличению прибыли компании;
- Ценный подарок — обычно это разовое поощрение, которое вручается в торжественной обстановке, за достижение тех или иных результатов;
- ДМС — дополнительная медицинская страховка отлично мотивирует сотрудников, демонстрируя заботу руководства об их здоровье;
- Материальная поддержка — денежная помощь от компании в различных жизненных ситуациях, подразумевающих повышение расходов;
- Льготы — оплата транспортных расходов, расходов на питание на работе, билетов на концерты или в театр, путёвок, абонементов в фитнес-центры и т.д.;
- Оплата обучения — компания может мотивировать сотрудников на повышение квалификации, оплачивая посещение конференций, курсов и других обучающих мероприятий.
Нестандартные виды поощрения
Здесь перечислим менее распространённые, но не менее эффективные с точки зрения мотивации, виды поощрений:
- Копилка бонусов — начать нужно с разработки системы бонусов, по которой за те или иные действия сотрудникам начисляются баллы. Номинаций может быть сколько угодно, здесь можно проявить креатив: за неделю без опозданий, за лучшую креативную идею недели, за лучшие продажи, и т.д. По окончании определённого периода (квартал, год) сотрудникам выплачивается премия в размере накопленных бонусов.
- Комфорт на рабочем месте — составьте список улучшений, которые вы могли бы организовать: оборудовать зону отдыха; установить хорошую кофемашину; оборудовать мини-спортзал с тренажёрами; поменять мебель; установить аквариум, и т.д. Раздайте опросник сотрудникам, и реализуйте пункты, вызвавшие наибольший интерес.
- Праздник с награждением — в каждой компании есть свои знаменательные даты, например, день рождения фирмы. Устройте праздничное мероприятие с награждением лучших сотрудников подарками. Пусть сотрудники сами выберут лучших по разным номинациям путём голосования. Имена победителей должны оставаться в тайне до момента награждения. Опрос лучше провести заранее, чтобы подготовить не формальные подарки, а такие, которые по-настоящему обрадуют победителей. При должной организации мероприятия и хороших подарках сотрудники будут стараться, чтобы получить звание лучшего.
- Детские праздники — если в компании работает достаточное количество сотрудников, имеющих детей до 14 лет, можно устраивать периодические детские мероприятия. Тематика праздников может быть самая разнообразная: новогодние утренники; конкурсы рисунков с награждением победителей; детские спектакли, и т.д.
Нематериальные поощрения
В Трудовом кодексе упомянуты такие нематериальные виды поощрения, как грамота, благодарность, присвоение звания лучшего по профессии. Список поощрений, не требующих затрат, можно значительно расширить:
- Похвала — если похвалить человека перед всем коллективом, публично, это станет хорошим мотиватором.
- День вне офиса — сотрудников, которые могут выполнять работу удалённо, можно поощрять днём без офиса. К примеру, один день в неделю (или в месяц) сотрудник может не приезжать на работу, а поработать из дома.
- Короткий день — сотрудникам, которые приходят на работу без опозданий, не замечены в манкировании обязанностями, не бегают каждые полчаса на перекуры, в качестве поощрения предоставляется возможность уйти с работы в пятницу на час раньше. Такая система станет отличным мотиватором к соблюдению трудовой дисциплины.
- Клуб по интересам — если среди сотрудников есть достаточное количество людей со сходными интересами (шахматы, настольные игры, коллекционирование, и т.д.), можно предоставить им возможность собираться в одном из офисных помещений для встреч по интересам.
Предусмотренные законом виды наказания
Кроме поощрений, закон предусматривает также и наказания для сотрудников за те или иные проступки (ст. 192 ТК РФ Дисциплинарные взыскания). Это — замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.
Заметьте, что в законе ничего не сказано о штрафах за те или иные проступки. Любые штрафы, к примеру, за опоздание, — это прямое нарушение Трудового кодекса.
Порядок поощрения сотрудников
Чтобы система поощрения работников не противоречила закону, в компании должно быть составлено и утверждено «Положение о премировании». В нём следует прописать все условия назначения премий, сроки и периодичность, размер премий, а также основания для снижения премии.
Система поощрений должна быть прозрачной. Сотрудники должны хорошо понимать, что и в какие сроки им нужно сделать, каких результатов достичь, чтобы получить вознаграждение. Если в компании применяются поощрения, не обозначенные в Трудовом кодексе, можно разработать дополнительный документ «Положение о поощрении», составленный по тем же принципам, что и «Положение о премировании».
Порядок документального оформления вознаграждения зависит от вида поощрения. Трудовой кодекс не регламентирует оформление документов о поощрении, так что руководство компании самостоятельно решает, как проводить и оформлять эту процедуру. Например:
- Представление сотрудника (сотрудников) к вознаграждению;
- Оформление соответствующего приказа (форма Т-11 или Т-11А);
- Внесение записи в трудовую книжку.
Оформление нестандартных методов поощрения зависит от особенностей и потребностей компании.
F.A.Q.
Какие положения закона обязывают руководителя поощрять сотрудников за те или иные достижения?
Закон не обязывает руководителя поощрять сотрудников. Это его право, но не обязанность.
Может ли руководитель по своему усмотрению лишить сотрудника премии или снизить её размер?
Всё, что касается назначения и выплаты премий, в том числе и основания для её лишения или уменьшения суммы выплаты, должно быть прописано в «Положении о премировании». Отсутствие такого документа или соответствующих пунктов в нём может стать основанием для обращения сотрудника в суд.
Материальные или нематериальные виды поощрения, что эффективнее?
Наиболее эффективной станет хорошо продуманная и организованная система поощрений, объединяющая как материальные, так и нематериальные виды. Регулярная денежная премия, к примеру, со временем становится привычной и перестаёт работать как мотиватор. Похвалы и грамоты сами по себе тоже со временем начинают терять свою значимость: всё-таки, люди работают за деньги. А вот совокупность разных видов поощрений приведёт к нужному результату.
a:39:{s:16:"ADD_REVIEW_PLACE";s:1:"1";s:17:"BUTTON_BACKGROUND";s:7:"#dbbfb9";s:10:"CACHE_TIME";s:8:"36000000";s:10:"CACHE_TYPE";s:1:"A";s:26:"COMMENTS_TEXTBOX_MAXLENGTH";s:3:"200";s:18:"COMPONENT_TEMPLATE";s:9:"bootstrap";s:11:"DATE_FORMAT";s:5:"d.m.Y";s:21:"DEFAULT_RATING_ACTIVE";s:1:"3";s:12:"FIRST_ACTIVE";s:1:"1";s:10:"ID_ELEMENT";s:5:"77982";s:11:"INIT_JQUERY";s:1:"N";s:10:"MAX_RATING";s:1:"5";s:12:"NOTICE_EMAIL";s:0:"";s:13:"PRIMARY_COLOR";s:7:"#a76e6e";s:27:"QUESTIONS_TEXTBOX_MAXLENGTH";s:3:"200";s:25:"REVIEWS_TEXTBOX_MAXLENGTH";s:3:"200";s:13:"SHOW_COMMENTS";s:1:"Y";s:14:"SHOW_QUESTIONS";s:1:"Y";s:12:"SHOW_REVIEWS";s:1:"Y";s:17:"~ADD_REVIEW_PLACE";s:1:"1";s:18:"~BUTTON_BACKGROUND";s:7:"#dbbfb9";s:11:"~CACHE_TIME";s:8:"36000000";s:11:"~CACHE_TYPE";s:1:"A";s:27:"~COMMENTS_TEXTBOX_MAXLENGTH";s:3:"200";s:19:"~COMPONENT_TEMPLATE";s:9:"bootstrap";s:12:"~DATE_FORMAT";s:5:"d.m.Y";s:22:"~DEFAULT_RATING_ACTIVE";s:1:"3";s:13:"~FIRST_ACTIVE";s:1:"1";s:11:"~ID_ELEMENT";s:5:"77982";s:12:"~INIT_JQUERY";s:1:"N";s:11:"~MAX_RATING";s:1:"5";s:13:"~NOTICE_EMAIL";s:0:"";s:14:"~PRIMARY_COLOR";s:7:"#a76e6e";s:28:"~QUESTIONS_TEXTBOX_MAXLENGTH";s:3:"200";s:26:"~REVIEWS_TEXTBOX_MAXLENGTH";s:3:"200";s:14:"~SHOW_COMMENTS";s:1:"Y";s:15:"~SHOW_QUESTIONS";s:1:"Y";s:13:"~SHOW_REVIEWS";s:1:"Y";s:8:"TEMPLATE";s:9:"bootstrap";}
Ничего не найдено
Вы уже писали комментарий к этому товару