Были времена, когда в нашей стране считалось, что созидательный труд относится к базовым потребностям человека. А значит, и мотивация к работе не нужна: люди-то и сами мечтают поскорее взяться за дело, а их трудовой энтузиазм имеет самый что ни на есть природный характер. Но даже тогда это утверждение у многих вызывало сомнения. Специалисты по поиску и подбору персонала хорошо знают, что кандидату интересен не только сам факт трудоустройства, но и наличие дополнительных стимулов к работе.
В этой статье мы хотим рассказать о том, что вообще мотивирует людей к работе, и насколько важно для работодателя уметь стимулировать интерес сотрудников к трудовой деятельности.
Основной ресурс любой компании и организации — работающие в ней люди. От их отношения к работе и заинтересованности в её результатах зависит очень многое. И работодателю стоит позаботиться о том, чтобы его применяемая в компании система мотивации работала на все сто процентов.
Что такое мотивация?
Система мотивации сотрудников состоит из комплекса материальных и нематериальных стимулов, поощрений и наказаний. Если человек знает, что при достижении определённого результата он получит какое-либо вознаграждение, он будет стараться достичь требуемого и станет работать эффективнее.
Различные виды мотивации основаны на удовлетворении базовых потребностей, т.е., того, ради чего люди работают и вообще что-то делают в жизни:
- Физиологические потребности;
- Потребность в безопасности;
- Социальные потребности;
- Потребность в уважении и признании;
- Стремление к развитию.
В трудовой деятельности стремление к удовлетворению базовых потребностей выражается так:
- Хорошая заработная плата;
- Комфорт (например, удобный график, уютное рабочее место, и т.д.);
- Профессиональное развитие и карьерный рост;
- Признание заслуг, уважение окружающих, понимание собственной значимости;
- Решение сложных и интересных задач.
Все возможные способы мотивации относятся к одному из следующих видов:
- Материальная мотивация;
- Нематериальная;
- Положительная;
- Отрицательная;
- Внешняя;
- Внутренняя.
Рассмотрим их подробнее.
Материальная мотивация
Материальная (или финансовая) мотивация — стимулирование сотрудников денежным вознаграждением. Это заработная плата, бонусы, премии, доплаты. Помимо денежных выплат, материальная мотивация может быть реализована, как предоставление тех или иных услуг, продуктов и материальных объектов.
Также материальная мотивация может иметь и другие формы:
- Корпоративные скидки на товары и услуги компании, доступ к специальным предложениям и т.д. (в зависимости от рода деятельности компании);
- Оплата обучения и тренингов профразвития;
- Улучшения рабочего места (новая мебель и оргтехника, ремонт помещения, установка кулера, кофемашины, и т.д.);
- Подарки;
- Бесплатные обеды, билеты на культурные и спортивные мероприятия, корпоративные карты, и т.д.
Нематериальная мотивация
Наряду с денежными поощрениями, отличным стимулом выступают и нематериальные способы мотивации:
- Обеспечение возможности карьерного роста;
- Удобный график работы;
- Позитивная атмосфера в коллективе;
- Комфортное общение с руководством, и т.д.
Значимость нематериальных стимулов была в очередной раз подтверждена в 2020 году, когда в связи с известными событиями множество сотрудников компаний было переведено на удалённую работу. Как впоследствии показали опросы, лучше всего в этой ситуации работали именно нематериальные методы стимулирования.
Какой должна быть система мотивации?
При разработке системы мотивации следует исходить из того, что она должна основываться на пяти основных принципах:
- Объективность;
- Предсказуемость;
- Своевременность;
- Значимость;
- Адекватность.
Отход от базовых принципов станет причиной нестабильности и перекосов, что сведёт на нет все усилия руководства компании в мотивации сотрудников.
Этапы внедрения системы мотивации
Система мотивации представляет собой комплекс различных инструментов и методов воздействия на сотрудников компании. Для максимальной эффективности работы системы процесс её внедрения должен осуществляться поэтапно.
Целеполагание — начать следует с определения целей всего мероприятия. Найти ответы на вопросы: «Каких результатов мы хотим достичь?», «Что требуется от сотрудников?». С ключевыми специалистами компании можно провести беседы, чтобы выяснить, что могло бы побудить их к более эффективной работе.
Разработка — при разработке эффективной системы мотивации следует помнить, что оптимальным способом оценки участия каждого работника в общей деятельности является KPI. Грамотная формулировка и использование ключевых показателей эффективности помогут хорошо простимулировать коллектив к повышению производительности.
Тестирование — перед внедрением системы мотивации следует провести пилотное тестирование на небольшой группе сотрудников. Это поможет выявить возможные просчёты и недостатки, и вовремя их исправить.
Внедрение — этап внедрения разработанной и протестированной системы мотивации самый ответственный и сложный. Зачастую коллектив встречает любые нововведения если не в штыки, то настороженно. Задача руководства на этом этапе — постепенно, но настойчиво вводить механизм в работу.
Анализ — сразу поле внедрения системы мотивации следует ежемесячно анализировать её работу, внося необходимые коррективы. Далее анализ работы системы можно проводить раз в квартал. К анализу рекомендуется привлекать представителей каждого из отделов компании, выслушать их предложения по улучшению работы всего коллектива.
Когда пора менять систему мотивации?
Механизм мотивации требует пересмотра и замены в таких ситуациях:
- Масштабирование бизнеса с изменением его структуры;
- Компания изменила направленность;
- Компания достигает запланированных показателей, но это сопровождается «выгоранием» сотрудников;
- Текучка кадров;
- Происходят изменения на рынке, которые требуют новых решений.
F.A.Q.
- Какие шаблоны можно применить для создания системы мотивации?
Шаблонный подход здесь не сработает. Система разрабатывается для конкретной компании, конкретных условий её работы.
- Материальная или нематериальная мотивация, что лучше?
Лучше — комбинированная. Лишь сочетание материальных и нематериальных стимулов приведёт к наилучшему результату.
- Когда следует разрабатывать и внедрять систему мотивации?
Идеально — с момента основания компании. Однако на деле чаще всего об этом начинают думать, лишь столкнувшись с серьёзными сложностями.