Демотивация сотрудников — разрушительный процесс, который инициирует целый ряд проблем для компании в целом. Происходит это не сразу и не вдруг, и если выявить проблему на этапе зарождения, будет легче вернуть сотрудникам желание трудиться.
Симптомы демотивации
По каким бы причинам сотрудник ни утратил мотивацию, появление «вируса демотивации» будет проявляться в следующем:
- Ухудшение продуктивности;
- Беспричинные прогулы и опоздания;
- Большое количество промахов;
- Подавленное настроение на работе.
Причинами утери интереса к труду могут стать непонимание стратегических целей и отсутствие карьерных перспектив, низкая зарплата, конфликты на рабочем месте, непонимание руководства, и другие факторы.
Эффективная борьба с демотивацией сотрудников заключается в своевременном выявлении и устранении этих факторов. Для успешного решения проблемы важно понимать, как зарождается и развивается демотивация, и как проявляется на разных стадиях.
Стадии демотивации
1. Отрицание
На этой стадии сотрудник может отрицать снижение интереса к работе, или считать его несущественным. В то же время, он уже чувствует дискомфорт, не уверен в себе, опасается ошибиться, но сам не понимает причин такого состояния. Всё это сопровождается стрессом и эмоциональным выгоранием.
Основные признаки демотивации на первой стадии — снижение инициативы и энтузиазма, низкая продуктивность, частые опоздания или отсутствие на рабочем месте.
2. Гнев и раздражение
На смену стрессу приходит эмоциональное возбуждение, граничащее с агрессией. Человек проявляет недовольство в отношении работы, её организации, коллег, руководства. Он продолжает трудиться, но без энтузиазма и удовольствия.
Признаки демотивации на этой стадии — опоздания, безответственность, практически полное отсутствие интереса, высокая конфликтность.
3. Безразличие и отчаяние
Сотрудник отчуждён и полностью потерял интерес к работе. Он деморализован, не видит смысла в своей деятельности.
Признаки — частое отсутствие на рабочем месте, открытое нежелание что-либо делать.
Лучший способ борьбы с демотивацией — предупреждение её появления. Для этого в компании должна быть разработана и внедрена грамотная система мотивации сотрудников. При её отлаженной работе случаи демотивации сотрудников либо вовсе исчезнут, либо будут редки и единичны.
Чем опасна демотивация сотрудников
Последствия демотивации для компании могут быть весьма серьёзны. Во-первых, это снижение производительности и качества работы, и, как следствие, снижение доходов. Во-вторых, компания теряет репутацию, страдает бренд работодателя, что приводит к сложностям в поиске персонала и закрытии вакансий. Начинается текучесть кадров, что лишь усиливает проблему.
Демотивация снижает лояльность сотрудников. Работник перестаёт доверять руководству, теряет интерес к работе, становится безразличен к её результатам. В коллективе нарастает напряжённость, начинаются конфликты.
Опасным фактором следует считать «заразность» проблемы. Если двое-трое сотрудников начали проявлять признаки демотивации, есть риск что скоро «эпидемия» охватит практически весь коллектив.
Устранение последствий демотивации может потребовать немалых ресурсов.
Основные демотивирующие факторы
Не всегда причины потери у сотрудника интереса к работе зависят от работодателя. Это могут быть и личные проблемы, на которые руководство компании никак не может повлиять. Если же говорить о демотивирующих факторах, имеющих отношение к работе, то вот восемь основных:
1. Неудовлетворительная зарплата
Один из основных и частых факторов. Если человек уверен, что его недооценивают и недоплачивают, то его интерес к работе станет быстро падать.
2. Отсутствие перспектив развития и продвижения
Сотрудники должны чётко понимать перспективы карьерного роста внутри компании. Должность должна соответствовать уровню квалификации: если человек чувствует себя «не на своём месте», это будет его демотивировать.
3. Проявления несправедливого отношения
Сотрудников хорошо мотивирует, когда они видят, что руководство справедливо оценивает их заслуги. В противном случае они могут потерять интерес и энтузиазм.
4. Отсутствие вертикальной коммуникации
Без коммуникации и обратной связи от руководства сотрудники станут ощущать неопределённость своего положения, что негативно скажется на отношении к работе.
5. Чрезмерная нагрузка
Недостаток свободного времени, отсутствие баланса между работой и частной жизнью — серьёзный демотивирующий фактор.
6. Отсутствие нужных ресурсов
Если сотруднику для выполнения своих обязанностей необходим доступ к тем или иным ресурсам, руководству следует обеспечить его необходимым. В противном случае он потеряет интерес к работе.
7. Монотонная работа
Постоянная рутина, отсутствие разнообразия и возможностей для творческого подхода, — серьёзный демотивирующий фактор.
8. Дискомфорт
Психологический или физический дискомфорт могут быть вызваны конфликтами в коллективе, слишком авторитарным стилем общения руководства, неудобным рабочим местом или расположением офиса, тяжёлым графиком, и т.д. Между тем, ощущение комфорта — это базовая потребность человека, и дискомфорт относится к опасным демотиваторам.
Профилактика демотивации сотрудников
Любую проблему проще предотвратить, чем решать. Конечно, в крупной организации не всегда и не всё проходит гладко, и проблемы время от времени могут возникать. Чтобы снизить риск появления у сотрудников признаков демотивации, рекомендуется следующее:
- Создать в компании хорошие условия для развития и профессионального роста, дать сотрудникам доступ к обучающим курсам и тренингам;
- Обеспечить конкурентоспособный уровень заработной платы;
- Цели и задачи должны быть конкретными, грамотно поставленными, измеримыми и достижимыми;
- Добросовестность сотрудников не должна оставаться без внимания руководства. Люди должны получать признание за выполненную работу;
- Благоприятная атмосфера в коллективе, забота руководства о комфорте сотрудников;
- Доступность руководства к общению, регулярная обратная связь;
- Постоянный контроль уровня мотивированности сотрудников, своевременное выявление и исправление ошибок.
Необходимо понимать, что борьба с демотивацией — это не разовая акция, а постоянно контролируемый процесс. Лучший способ избежать появления проблемы заключается в разработке и запуске хорошо работающей системы мотивирования сотрудников.