Важность и значимость сплочённой команды в достижении поставленных целей глупо отрицать и сложно переоценить. Сила коллектива нашла отражение и в фольклоре. У разных народов, далёких друг от друга географически, с различными культурными традициями и менталитетом, есть пословицы и поговорки, несущие одну и ту же мысль:
Хочешь дойти быстро — иди в одиночку. Хочешь дойти далеко — иди вместе (африканская пословица).
Легко сломать одну стрелу, но не связку из десяти стрел (японская пословица).
Согласного стада и волк не берёт (русская пословица).
С множеством рук и работа легче (английская поговорка)
Не станем спорить с народной мудростью, и постараемся разобраться, что такое командный дух и как его развить.
1. Что такое командный дух
Командный дух — это ощущение единства целей, солидарности внутри коллектива. Помимо создания комфортной дружественной атмосферы на рабочем месте, развитие и поддержание командного духа среди сотрудников предоставляет компании и другие важные позитивы:
- Рост производительности — сплочённый коллектив всегда будет работать лучше, чем группа людей, имеющих мало общего.
- Поддержание лояльности к работодателю — в сплочённой команде сотрудники обычно удовлетворены своей работой, и не планируют сменить работодателя.
- Улучшение взаимодействия и укрепление доверия — благодаря командному духу в коллективе повышается эффективность общения, уменьшается число конфликтов, растёт взаимопонимание. Доверие между коллегами укрепляется.
Объединённая общими целями команда работает эффективно и продуктивно, уверенно достигая успеха.
2. Причины снижения уровня командного духа
Отсутствие сплочённости в коллективе — явление для компании весьма вредное. Производительность труда в таких условиях всегда низкая, а привлекательность компании как работодателя и вовсе стремится к нолю. Рекрутёры знают, что в процессе подбора персонала квалифицированные кандидаты остаются равнодушными к предложениям от организаций, о которых говорят, что коллектив там «не очень».
Причинами низкого корпоративного духа в большинстве случаев бывают:
- Слабая организационная культура — в каждой компании складывается определённая организационная культура, которая представляет собой сочетание ценностей, норм поведения, традиций. Если руководство не уделяет должного внимания формированию и развитию оргкультуры, отношение сотрудников к работе и климат внутри команды развиваются не лучшим образом.
- Организация со сложной структурой — в компаниях, структура которых непрозрачна и малопонятна сотрудникам, сложно сформировать общее видение целей.
- Конфликты — руководству компании следует следить за возникновением конфликтов внутри коллектива и быстро искать способы их разрешения.
3. Как поднять корпоративный дух?
Существуют различные способы формирования и поддержания командного духа в коллективе. Предлагаем девять наиболее распространённых. Не стоит пытаться применить сразу все, подберите те из них, которые лучше всего подходят для ваших условий. Если у вас появятся новые идеи, также реализуйте их вместе с уже проверенными способами.
- Доброжелательность к новичкам
Вхождение в новый коллектив — момент довольно напряжённый для нового сотрудника. Если он с первого дня увидит, что попал в круг доброжелательных коллег, это намного упростит процесс адаптации, и позволит новичку быстро набрать полные обороты.
- Командные мероприятия
Хорошо, если сотрудники будут проводить вместе не только рабочие часы, но и досуг. Уделите внимание организации совместных мероприятий различных направлений — спортивных, культурных, образовательных. Важно, чтобы мероприятия проводились не «для галочки», а были по-настоящему интересны для всех сотрудников.
- Никто не остаётся незамеченным
Каждый сотрудник должен ощущать свою нужность и значимость для компании. Задача руководителя — задействовать каждого и в выполнении рабочих задач, и в коллективных мероприятиях, каждому предоставить возможность проявить себя.
- Корпоративный еженедельник
Все сотрудники должны знать новости организации. Зная свежие корпоративные новости, сотрудники будут ощущать себя причастными и вовлечёнными. Самый простой способ организовать информационный бюллетень — отдельная страница на сайте компании. Крупным фирмам можно выпускать еженедельную газету.
- Подарки с символикой
Каждому сотруднику приятно будет получить в подарок ручку, блокнот, зонтик, сумку, рюкзак, — какую-нибудь полезную вещь с корпоративным логотипом. В особенности, если подарок получен не к празднику, а просто так, без повода.
- Благотворительность
Содействуйте участию сотрудников в благотворительной деятельности. Руководителю следует понимать, какие именно благотворительные программы окажутся наиболее важными для сотрудников. Участие в таких программах, помимо основной пользы, способно хорошо сплотить коллектив.
- Поощрения
Отличный способ укрепления корпоративного духа — поощрение успехов и достижений. Поощрения не обязательно должны быть дорогими. Небольшой подарок, грамота, благодарственное письмо, — дело не в стоимости поощрения, а в демонстрации заботы и внимания со стороны руководства.
- Традиции
Разработайте и внедрите корпоративные традиции. Вариантов здесь много: от совместных обедов по средам или вечеринок по пятницам, до ежегодных турниров по футболу или горных походов. Главное, чтобы эти мероприятия были интересны всем (или большинству) сотрудникам.
- Технологии
Применяйте технологии для расширения командного взаимодействия. Можно использовать как готовые инструменты, так и собственную платформу для общения, работы над проектами, обмена информацией.
Поддержание командного духа вместе с системой мотивации представляют собой взаимосвязанные элементы процесса управления персоналом. Без достаточного уровня мотивации невозможно укрепить корпоративный дух, и наоборот, при слабом командном духе инструменты мотивации сработают не в полную силу.
4. F.A.Q.
Как определить, насколько силён командный дух в коллективе?
Один из простых методов — опросник. Можно составить его в виде анкеты, а можно дать возможность каждому написать своё мнение о командном духе в свободной форме. Неплохие результаты даст и простое наблюдение за коллективом в процессе работы и анализ взаимодействия сотрудников друг с другом.
Как лидеры влияют на командный дух в коллективе?
Если лидер поддерживает комфортную обстановку в коллективе, развивает взаимодействие, это хорошо скажется на укреплении командного духе. Причём, лидером может быть не только руководитель коллектива, а кто-то из рядовых членов. Важно, чтобы такие неформальные лидеры разделяли корпоративные ценности. Иначе их противодействие командной работе отразится на всех.